Загрузка

История Северного Речного Вокзала

Северный речной вокзал — один из двух речных вокзалов Москвы. Он является объектом культурного наследия регионального значения. Здание строили с 1932 по 1937 годы по проекту советского архитектора Алексея Михайловича Рухлядева.

Возведение здания проходило одновременно со строительством Северной гавани Московского порта канала Москва-Волга. Речной вокзал стал её главной доминантой, логическим и композиционным центром, в 1987 году его признали памятником архитектуры.

Вокзал спроектирован и построен в духе своего времени — «социалистического реализма» в искусстве и архитектуре. В Советском Союзе на тот момент не было сооружений подобного типа, поэтому главный архитектор Рухлядев вдохновился Дворцом дожей в Венеции.

В архитектурно-художественном оформлении Северного речного вокзала главная тема — представление Москвы как «порта пяти морей». Благодаря открытию Канала имени Москвы в 1930-х столица через Волгу получила прямой выход в сеть других крупных каналов, построенных в советское время: Беломорско-Балтийского, Волго-Балтийского и, возникшего чуть позже, Волго-Донского. Таким образом, отправившись от Северного речного вокзала, можно было на самом деле побывать на пяти морях: Чёрном, Белом, Балтийском, Азовском и Каспийском. Такая возможность сохраняется и сейчас — более того, добраться в Москву по воде можно практически из любой точки мира.

Северный речной вокзал — главное парадное сооружение Канала им. Москвы. Здание полностью симметрично: в нем дублируют друг друга все боковые части с четырех сторон света, но в каждой есть свои неповторимые детали. Выразительный силуэт здания напоминает формы приплывающих к нему двухпалубных теплоходов.

Центральная часть с главным входом и башней — тело корабля с каютами. Открытые галереи с фонтанами с северной и южной сторон символизируют нос и корму корабля. Вереница колонн — будто огороженная палуба. А шпиль со звездой на башне — мачта, на которую еще не водрузили парус. Северный речной вокзал имеет три этажа, но со стороны парка из-за перепада рельефа видно только два из них. К набережной спускается величественная парадная лестница.

По замыслу его создателей, Северный речной вокзал должен был служить не только транспортным объектом, но и местом повседневного отдыха горожан. На вокзале работали парикмахерская, обувной салон, агитпункт, игровые комнаты для детей, первоклассный ресторан, а вокруг здания был создан обширный парк, украшенный фонтанами и скульптурами.

В создании Северного речного вокзала участвовали многие знаменитые архитекторы, художники и скульпторы того времени.

Знаменитая звезда, венчавшая шпиль Северного речного вокзала, была изготовлена по эскизам именитого театрального художника, лауреата 5 сталинских премий Федора Федоровского. Иногда эту звезду ошибочно называют звездой со Спасской башни Кремля, снятой в 1937 году. Однако главный архитектор вокзала Алексей Рухлядев писал, что звезда создана «наподобие кремлевских».

Неслучайно облик Северного речного вокзала был запечатлен в десятках кинофильмов, начиная со знаменитой «Волги-Волги».